История иранской плитки

13.01.2006 | О плитке » История керамической плитки
| Версия для печати
Если вы зайдете в любой магазин, торгующий плиткой, скорее всего, вы найдете там испанскую, итальянскую, российскую и китайскую плитку в подавляющем количестве. Иранской плитки вы там не обнаружите. Между тем, впервые плитка появилась именно на территории бывшего Ирана и Ирака и своему развитию обязана именно Ирану.
 
Первый этап – мозаичные узоры из цветных камней и кирпичей

Первым шагом в развитии отделки с помощью плитки были мозаичные узоры. Одаренные богатым воображением и творчески изобретательные ремесленники соединяли вместе в мозаичные узоры кусочки цветных камней и кирпичей, и создавали узоры треугольной, полукруглой и круглой формы, достигая полной гармонии с окружающим пространством. Позднее в этих узорах стали использовать сюжеты, включающие в себя изображения растений, деревьев, животных и людей. Самые ранние образцы мозаичных орнаментов найдены на колоннах храма Убаид в Месопотамии, и относятся ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Эти мозаики имели геометрические узоры и были сложены из кусочков цветных камней, ракушек и слоновой кости. Считается, что развитию искусства в производстве плитки мы обязаны ранним иранским мозаичным узорам.

Второй этап – появление глазурированных кирпичей

Бессмертные солдаты - глазурированные кирпичиПервые глазурованные кирпичи, появившиеся в результате дальнейшего развития плитки, были обнаружены на месте дворцов Ашура и в Вавилоне, на одной и той же территории.  Наиболее известным образцом раннего искусства плитки, используемого при украшении посуды, является мозаичный ритон, найденный при раскопках  в Марлике. Этот сосуд имел два корпуса. Внешний корпус покрыт цветными кусочками камня. Этот предмет известен как “Тысяча цветков”. Один из самых ранних образцов иранской плиточной работы в архитектуре, который представляет собой необожженный кирпич, покрытый кусочками глазури, был найден при раскопках в Сузе и Чоджа Замбил и относится к концу второго тысячелетия до нашей эры.

В эпоху Ахаменидов при строительстве дворцов в Сузе и Персеполе использовались глазурованные и разукрашенные обожженные кирпичи желтого, зеленого и коричневого цветов. Обожженные и глазурованные кирпичи были важным усовершенствованием в плиточной технике. “Бессмертные солдаты” из Персеполя имеют длинные изысканные одежды, покрытые глазурью и сделанные из обожженной земли и гипса.

Глазурь использовалась на посуде и даже гробах в Парфянский период, но у нас слишком мало  архитектурных данных об использовании глазурованных кирпичей. Наиболее популярными были бирюзовая и светло зеленая глазурь. Для оформления зданий больше применялась фресковая живопись.

Раскопки в Фирузабаде и Бишапуре дали много доказательств относительно уровня  развития плитки и производства керамики в период Сусанидов. Плитка имела глазурь толщиной в один сантиметр, а в мозаичных узорах присутствовали мотивы цветов, растений, птиц, людей и геометрический рисунок. Расцвет искусства плитки в Иране приходится на исламский период, когда плитка стала наиболее важным декоративным элементом отделки религиозных зданий. Иранские плиточные мастера пользовались большим спросом и в дальних уголках Исламской империи.  Наиболее ранние образцы исламского украшения плитки, относящиеся к VII-VIII векам н. э., можно увидеть на мечети Купол Скалы.

Красивейший образец плитки эпохи Кашан 1225гДо появления плиточных работ, как нам сегодня известно, наиболее популярными для отделки зданий в X-XI  веках н.э. были кирпич и штукатурка.  Две мечети Наин и Нейриз имели кирпичную отделку с геометрическим узором в период Буйидов. К X-XI векам н. э. традиция украшать поверхность кирпичей  распространилось с востока на весь Иран.  Самые лучшие образцы кирпичных украшений этого периода находятся в мавзолее Пир Аламадар ( 1026 год н.э.), Шехел Дохтаран (466 год н.э.) и крепости Михмандост (1096 год н.э.).

Следующим этапом развития плитки было широкое использование цветной глазури на украшенных кирпичах, при этом  наиболее популярным цветом был бирюзовый. При отделке различных сооружений в период  Салюк  и в более позднее время, наряду с отделкой декоративным кирпичом, использовали кусочки кирпичей, покрытых бирюзовой глазурью. Поэтому можно сделать вывод, что к этому времени ремесленники уже  были знакомы с техникой производства глазурованных кирпичей. Иногда эти глазурованные бирюзой кирпичи использовались для выкладки каллиграфических надписей в стиле куфи, которые могли  располагаться среди узора, выложенного кирпичами. Наиболее ранний образец необожженной бирюзовой куфической надписи, в виде панели, хранится в иранском музее Бастан ( Национальный музей Ирана) и относится к концу X – началу XI веков н.э.. Среди других религиозных построек, где при строительстве использовалась плитка – мечеть Сейед в Исфахане (1122 год н.э.), Красный Купол в Маракеше (1147 год н.э.) и мечеть Джаме в Гонабаде (1212 год н.э.).

Вторжение монголов замедлило дальнейшее развитие многих художественных традиций и направлений. Обстановка изменилась в начале XIII века, когда правители Ильханиды приняли ислам; они были заинтересованы в возведении светских и религиозных зданий и сооружений. К этому времени декоративные кирпичи и плитки использовались не только для внешней отделки, но и для внутренней - для покрытия стен и куполов зданий.

Плитка периода СафавидовТретий этап – появление мозаичной плитки

Искусство обработки плитки достигло наивысшего уровня совершенства и красоты в конце периода Ильханидов и в начале периода Тимуридов, когда появилась плитка “морак” (мозаичный стиль). Плиточные панели, сделанные с помощью этой техники, были очень прочными и долговечными. Плитки разных цветов, таких как желтый, голубой, коричневый, черный, бирюзовый, зеленый и белый резались на маленькие кусочки в соответствии с заранее подготовленным узором.  Эти кусочки складывались вместе близко друг к другу и заливались жидким гипсом (штукатуркой), заполняя все пространства и щели. После того как гипс высыхал и затвердевал, получившийся большой кусок плиточной панели с помощью штукатурки крепили на стену здания. Памятники Тимуридов в Герате, Самарканде и Бухаре были покрыты с помощью этой декоративной техники. Среди наиболее известных памятников, отделанных таким способом, мечеть Гохаршад (1418 г. н.э.), мечеть Молана (1444 г. н.э.), мечеть Джаме в Йезде (1456 г. н.э.), мечеть Джаме в Варамине (1322 г. н.э.) и медрессе Хана в Ширазе (1615 г. н.э.).

Четвертый этап – появление плитки Семь Цветов
Мечеть период Сафавидов
С начала периода Сафавидов у ремесленников появился другой метод украшения плитки. Экономические и политические причины подтолкнули к созданию так называемой плитки “Семь цветов”, которая стала применяться  для отделки многих религиозных зданий, построенных в большом количестве к этому времени. Причинами, вызвавшими популярность этой техники, были:

1. Плитка “Семь цветов” была дешевле в производстве.
2. Для ее производства требовалось меньше времени.
3. Ремесленники могли расширять свой набор узоров, мотивов, и рисунков для украшения.

Квадратные плитки складывались вместе, и цветными глазурями на них наносился необходимый рисунок. Каждая плитка обжигалась. Затем они опять собирались все вместе, одна к другой, образуя главный большой узор. Арабские мотивы были особенно популярными. Этот метод отделки плитки оставался популярным до конца периода Каджаров, когда набор цветов  увеличился  и включал в себя желтый и ярко оранжевый.
 
Пятый этап -  использование люстра

Другим важным типом отделки плитки в это время был люстр. Он пользовался спросом к концу периода Сельджуков и достиг наивысшего уровня совершенства в периоды Хорезмшахов и Ильханидов.
Панели из люстровой плитки были квадратной, прямоугольной, шестиугольной, восьмиугольной и многоугольной формы. Они были покрыты люстровыми рисунками с изображениями людей, животных, растений и геометрическими мотивами в виде  надписей по краям, которые содержали строки из стихотворений, пословицы и поговорки, относящиеся к Пророку и другим выдающимся религиозным деятелям. Такие плитки в большом количестве  были найдены при раскопках в “Тахт Сулейман”, особенно много во дворце Абаг Хана (период Ильханидов) и в районах Горгана, Кашана и Хорасана.

Изысканный люстр михраб появился в XIII веке н.э. На производстве этой плитки специализировались мастерские в городах Горган, Султан, Савех и Кашан. В течение XVII века н.э. важными центрами по производству  люстровой плитки стали Шираз, Керман и Мешхед. Прекрасно декорированные люстровые плитки имеются в мечети Имама Реза (1215 г. н.э.) в Мешхеде.

Сочетание кирпича и плитки

Другой популярной техникой было украшение с помощью кирпича и плитки. Эта техника  развилась из ранее применявшихся декоративных  комбинаций плитки и кирпича; отличие состояло в использовании разноцветной плитки взамен одноцветной. Этот тип отделки использовался в религиозных и светских зданиях, начиная с XIII века, изменяясь и совершенствуясь. Мечеть Джаме в Варамине (1322г.), Дворец Султана (1304-1311), мечеть Джаме в Аштаране (1315 г.), и мечеть Вакиля (1773 г.) имеют прекрасные экземпляры плитки этого типа.

Надписи на плитке - мокили

Разнообразный дизайн, сделанный в этой технике, включал в себя большие надписи, известные как “мокили”, которые главным образом находились в религиозных зданиях, таких как мечеть Джаме (XIV век) и мечеть Хакима (1656 г.) в Исфахане.

В VIII- X веках нашей эры большинство этих надписей составляли  пословицы, поговорки, пожелания, афоризмы, имена религиозных личностей  и просьбы к Аллаху о помощи. Они были сделаны декоративным, простым  или прерывистым шрифтом куфи. Надписи делались также на посуде, например, на керамической посуде из Нейшабура были найдены стихи.

В XIII - XIV веках керамическая посуда и плитки были отделаны очень разнообразными по форме надписями. Наиболее популярными были формованные украшения и надписи с пожеланиями счастья, добра, хорошего здоровья, просьбы, пожеланиями победы, поговорки, стихи и имя Аллаха. Этот тип посуды производили мастерские в Кашане, Рэе и Горгане.

Прерывистый шрифт талик стал популярным в XI-XIV веках. Этот шрифт использовался в люстре и под глазурованным рисунком, и содержал отдельные строки или стихи таких поэтов как Фердоуси, Хафиз, Молана и Баба Афзали Кашани. Более того, у ремесленников Хорезмского и Ильханидского периодов стало популярным добавлять дату изготовления и имя мастера. Самые старые датированные плитки относятся к 1203 году н.э. Панельные плитки этих периодов имели чаще всего форму квадрата, лотоса, звезды и многоугольную форму и собирались вместе для создания панели.

В период Сафавидов использовались шрифты насх и сульс. Найдены работы известных каллиграфов, таких как Алиреза Аббаси, Мохаммад Салех Исфахани, Мохаммад Реза Имами и Хусейн Банна.
 
Следует упомянуть, что секреты производства и техники работы с плиткой тщательно охранялись и устно передавались от отца к сыну и от мастера к ученику. Поэтому так редко встречаются описания узоров, рисунков и технические деталей в документах и существует лишь несколько полных исследований по истории искусства иранской плитки.

Смотрите также статью:
Плитка азулежу из Португалии

Просмотров: 79912
Mexica
Автор:
Mexica +9

Cредняя оценка: 4.11 | Всего голосов: 72 |
Комментарии:
Гость ( IP: 217.*.*.189 ) | 26.01.2018 18:22
http://vendor-stroy.com.ua/directory-12.html
| |
Гость ( ) | 16.09.2008 15:22
вот уж не думал что такая глубокая история у банальной плитки Smile
| |
Гость ( ) | 22.03.2007 13:39
Еще интересно про египетскую плитку - особенно современную
| |
Гость ( ) | 03.11.2006 09:16
Спасибо очень интересный и содержательный материал.
| |
Kote-Garicheskiy | 13.06.2006 04:51
хороший материал!
| |
Гость ( ) | 09.05.2006 11:07
всегда интересно узнать историю... спасибо за подборку материалов. теперь попробую найти про марроканскую плитку.
| |