15 апреля в рамках выставки MosBuild состоялась международная конференция "Рынок керамической плитки: новые технологии как фактор роста". Организаторы конференции ITE и портал EtoProsto.ru. На конференции обсуждались новейшие технологии в керамической отрасли и тенденции развития рынка керамической плитки в России и в мире.
Со вступительным словом к участникам конференции обратился Генеральный партнер конференции - заместитель Генерального директора ЗАО «МАПЕИ» Мартиросов Юрий Иванович.
Представитель испанской фабрики Pamesa Cerámica Роман Губаев рассказал о том, что вкусы и предпочтения российских потребителей плитки значительно отличаются от вкусов европейцев. Если в большинстве стран Европы предпочитают укладку плитки с минимумом декоров, или вообще без них, то российским покупателям необходимо большое количество красивых и разнообразных декоративных элементов, и именно декоры формируют общее восприятие коллекции.
Кроме того, предпочтения различны и в разных регионах России. Так, в Санкт-Петербурге предпочитают серые тона плитки, в мусульманских регионах - декоры с большим количеством золота, а на Дальнем Востоке красного цвета, напоминающие традиционные китайские фонарики.
Фабрика Pamesa в 2009 году начала учитывать все эти особенности и стала производить декоры специально для российских покупателей плитки, что позволило увеличить продажи плитки в России приблизительно в три раза.
Представитель итальянской ассоциации производителей плитки Confindusria Ceramica Андреа Серри (Andrea Serri) рассказал о состоянии дел, перспективах и интересных проектах итальянской плиточной отрасли. Сейчас наиболее актуальны ультратонкий керамогранит (несколько миллиметров) и толстые керамогратные слабы (несколько сантиметров).
Говоря о будущем керамики Андреа Серри дал прогноз, что размеры плитки продолжат увеличиваться, и в перспективе керамика может стать монолитным покрытием. Новые технологии цифровой печати позволят легко изменять и дополнять коллекции плитки, а также развивать уже существующие. Кроме того, все больше внимание будет уделяться экологии: использованию вторичного сырья, экономии энергоресурсов, созданию более экологичной плитки.
На вопрос о том, не планирует ли итальянская керамическая промышленность снижать издержки, чтобы уменьшить цену плитки, Андреа Серри заметил, что итальянцы безусловно являются лидерами отрасли, а лидерство требует постоянных инноваций, как в области технологий, так и в сфере дизайна, поэтому в цену итальянской плитки заложены и расходы на инновации, сокращать которые было бы не правильно.
Представитель компании Grasaro Елена Лисицина рассказала о влиянии современных технологий и трендов в области дизайна на изменение сознания потребителя. С одной стороны, предпочтения потребителя достаточно консервативны, люди предпочитают теплые бежевые тона, деревянные фактуры. С другой стороны, новые технологии производства плитки дают практически безграничные возможности в дизайне плитки, теперь возможно все.
В такой ситуации производитель стоит перед выбором, либо использовать хорошо проверенное, либо идти вперед и создавать новое, формируя при этом новые предпочтения у потребителей. Такой подход сопряжен с риском, но значительно повышает качество дизайна и практика показала, что потребители продукции Grasaro это оценили.
Александр Романенко, Генеральный директор IndexBox Marketing ознакомил участников конференции со статистическими данными и аналитикой, касающихся российского рынка керамической плитки. На предыдущей конференции ровно год назад компания IndexBox давала прогнозы, что рост рынка значтельно замедлится, в то время как другие участники конференции ждали роста на 20-30% (как и предыдущие несколько лет). По итогам 2013 года рынок вырос на 4%, производство на 7%.
Рынок больше не растет, склонность россиян к потреблению в 2010-2012 годах перешла в 2013 году в склонность к накоплениям. Как же наращивать продажи, когда факторы роста рынка исчерпаны? Делать это можно двумя способами - конкурировать и отбирать долю у других участников, либо увеличивать рынок. Для увеличения рынка необходимы новые факторы, новые продукты. Можно, например, провоцировать интерес потребителя к дизайну, ремонту, смене плитки. А можно использовать конкуреннцию между товарами-субститутами, нечто подобное произошло, когда появилась плитка, качественно иммитирующая дерево, она составила конкуренцию паркету и ламинату. Следует уделять внимание и нишевому рынку (длинный хвост продаж).
Новые технологии цифровой печати позволяют осуществлять быструю разработку, изменение или дополнение коллекций плитки. Но в сложившейся ситуации необходимо понимать, насколько маркетинговая политика и система дистрибьюции соответствуют современным технологическим возможностям быстрой смены коллекций.
Елена Бачурина, Коммерческий директор компании Crea Ceramic рассказала о предпочтениях российских потребителей в области декоров. Несмотря на огромное количество фабрик и коллекций керамической плитки индивидуальные заказы всегда останутся востребованными. Здесь на помощь потребителям приходят специалисты по ручной росписи плитки в разных техниках: майолика, надглазурная роспись и другие.
Вообще керамика - это очень богатый материал и его можно успешено использовать в самых разных областях дизайна.
Мария Колпашникова, официальный представитель компании SICER S.P.A. на территории России рассказала об инновационных материалах и технологиях в области декорирования керамической плитки и экономических аспектах их внедрения.
Мы благодарим за участие в конференции:
Группу компаний MAPEI
Итальянскую ассоциацию производителей плитки Confindustria Ceramica
Фабрику керамической плитки Pamesa Ceramica S.L.
Завод «Самарский Стройфарфор», торговая марка GRASARO
Агентство маркетинговых исследований IndexBox
Студию-мастерскую креативной керамики Crea Ceramic
Компания по производству сырья, пигментов, глазурей и фритт для керамической промышленности SICER S.P.A.