То что в Португалии делают плитку знают многие. Крошечная Португалия входит в первую двадцатку стран в мире по производству плитки и в первую десятку по экспорту. Но помимо этого плитка в Португалии еще и один из традиционных элементов культуры, а также предмет национальной гордости.
Азулежу (именно так называют плитку португальцы) здесь просто на каждом шагу: на фасадах и в интерьерах исторических и современных зданий, в церквях, дворцах и монастырях, на рынках, на вокзалах и в метро и конечно же в обычных домах. Плитка на фасадах домов не только для красоты, кроме того она защищает стены дома в достаточно влажном атлантическом климате, а летом спасает от жары.
Изначально плитка пришла в Португалию из Мавртиании. Свидетельствует об этом также и португальское название плитки азулежу, произошедшее от арабского الزليج (al zulayj): ал зулайдж - полированый камень. Помимо названия были заимствованы традиционные арабские орнаменты. С 15 по 19 века внешний вид плитки не один раз трансформировался под влиянием различных культур:
- в 15 веке из мусульманской культуры был перенят традиционный орнамент состоящий преимущественно из звезд;
- в 16 веке в Италии были позаимствованы техника майолики, а также религиозные и бытовые сюжеты для изображения на плитке, характерные для эпохи возрождения;
- в 17 веке под влиянием дельфтской плитки из Голландии португальская плитка становится монохромной (синий рисунок на белом фоне);
- в 18 веке при восстановлении Лиссабона после разрушительного землетрясения маркиз Помбал счел, что плитка является прекрасным материалом для отделки домов, после чего плиткой стали отделываться фасады обычных домов (а не только дворцов и церквей), а стиль получил название помбалино в честь маркиза. Теперь уже плитка выполняет не только декоративную, но и утилитарную функцию;
- в 19 веке плитка перестает быть роскошью и использование азулежу становится повсеместным;
- в настоящее время плитка также широко используется для оформления различных частных и общественных зданий, вокзалов, станций метрополитена.
Давайте посмотрим как выглядит плитка в Португалии сегодня.
Церковь Игрежа ду Карму (Igreja do Carmo) в Порту является примером португальского барокко с элементами неоклассицизма. Огромное керамическое панно изображает сцену основания ордена кармелитов на израильской горе Кармель. Создатель панно Сильвештре Сильвештри (Silvestre Silvestri).
Кармелиты крупным планом
Церковь Санту Илдефонсу (Igreja de S. Ildefonso ) на площади Баталья в Порту. Панно с изображениями сцен из жизни святого Ильдефонсо Толедского были созданы в 1932 году художником Жорже Коласу (Jorge Colaço) и состоят приблизительно из 11 000 плиток азулежу.
Церковь Конгрегадуш (Igreja dos Congregados) в Порту была построена в 1703 году на месте часовни 1662 года, в которую перестали вмещаться все прихожане. Автором керамических панно также является Жорже Коласу (Jorge Colaço).
И еще одна церковь. На панно изображен Инфант Энрике (Infante Henrique), известный также как принц Генрих Мореплаватель, национальный герой и любимый инфант Португалии. В этой церкви его крестили в 1394 году.
Вокзал Сан-Бенту (São Bento) в Порту больше похож на музей. Вокзал был построен в начале 20-го века на месте бенедиктинского монастыря. Огромные изразцовые панно изображают пейзажи, а также иллюстрируют этнографические сцены и исторические события в Португалии. В общей сложности панно состоят из более чем 20 000 плиток, а их автором является уже известный нам Жорже Коласу (Jorge Colaço).
Подойдем поближе...
В оформлении вокзала Кайш ду Содре (Cais do Sodre) в Лиссабоне также использовалась плитка азулежу.
Рынок Рибейра (Mercado da Ribeira) в Лиссабоне был построен 1882 году. Рынок находится рядом с пристанью и когда-то рыбаки приносили сюда свой улов, в настоящее время рынок превратился в дом культуры, но на первом этаже по-прежнему торгуют овощами, фруктами, рыбой и мясом. В оформлении рынка также использованы португальские азулежу.
На проспекте Infante Santo с современной застройкой в Лиссабоне фасад каждого дома представлен уникальной плиточной композицией. В оформлении фасадов принимали участие Júlio Pomar, Alice Jorge, Sá Nogueira, Carlos Botelho. Автор этой композиции Мария Кейл (Maria Keil), панно этой художницы украшают также 19 станций лиссабонского метро.
Автор этой композиции Carlos Botelho
Авторы этой композиции Alice Jorge и Júlio Pomar
Автор композиции Rolando Sá Nogueira
Завершает проспект тоннель, стены которого выложены разноцветной плиткой.
При подъезде к лиссабонскому зоопарку на опорах моста выложены из плитки животные там обитающие. Автор этих панно - Augusto Cid
Плиткой азулежу выложены фасады большинства домов в Португалии. Плитка может быть самых разных цветов (преобладают, конечно, оттенки синего), разного вида и в различном состоянии.
Трехмерная плитка.
Дом в клеточку.
Редкая красная плитка.
Синей плитки очень много.
Плитка без рисунка.
Фасад дома в бедном районе.
Фасад дома в престижном районе.
Даже если фасад дома не выложен полностью плиткой, плитка используется для табличек с номерами домов и названиями улиц, в виде декоративных панно и прочих украшений.
На своде арки на Patio Do Tronco выложены плиточные портреты португальского поэта Камоэнса. На этом месте была тюрьма, куда Камоэнс попал за драку с королевским стремянным.
Пасторальная композиция из плитки.
Смотрите также: