Турецкая керамика начинает свою историю приблизительно в 12 веке и включает в себя различные исторические периоды, технологии декорирования плитки и посуды, делится по регионам происхождения. Все эти разновидности керамики представлены в музее керамики в Стамбуле. Если вы интересуетесь историей керамики обязательно посетите этот музей, но сначала прочитайте эту статью.
В музее представлены образцы турецкой керамической плитки и посуды из Изника, Кютахьи и Чанаккале, керамика сельджукского и оттоманского периодов датируемая периодом с конца 12-го по начало 20-го веков, различные типы декорирования керамики (минаи, люстр, сграффито, подглазурная и наглазурная росписи, мозаика).
Здание в котором расположился музей турецкой плитки и керамики было построено в 1472 году султаном Мехмедом. Внешние фасады здания отделаные глазурованной керамикой являются следствием влияния архитектуры Средней Азии и особенно знаменитого архитектурного памятника 1399—1404 годов Биби Ханум - грандиозной соборной мечети Тамерлана в Самарканде. Принято считать, что здание было построено неизвестным персидским архитектором.
Стены павильона выложены шестиугольной и треугольной плиткой, такой способ укладки характерен для Бурсы. На некоторых плитках прослеживаются орнаменты из цветов, листьев, облаков и абстрактных форм.
Простейшим видом керамики является неглазурованная, которая также представлена в стамбульском музее.
Фрагменты неглазурованой посуды, 13 век.
Фрагмент фигурки голубя
Техника росписи плитки минаи считалась очень сложной, рисунок наносился с использованием семи цветов и двух обжигов плитки. Изначально на плитку наносились синий, зеленый, фиолетовый и бирюзовый красители, потом она обжигалась, затем наносились желтый, красный и черный цвета и плитка повторно обжигалась при более низких температурах.
Фрагменты плитки минаи второй половины 12 века.
Фрагменты плитки минаи второй половины 12 века (2,3) и конца 13 века (4)
Следующий образец плитки изготовлен по технологии подглазурной росписи. Эта техника была наиболее популярна при изготовлении плитки и посуды. После формовки на плитку наносится рисунок, а затем чтобы избежать смешивания красок плитка слегка обжигалась. Затем изделие покрывалось глазурью и обжигалось повторно, уже при более высоких температурах. Глазурь чаще всего использовалась бесцветная, но иногда применялась зеленая или бирюзовая глазурь.
Плитки из дворца Кубадабад в форме креста и звезд изготовленные по технологии подглазурной росписи. Анатолийско-сельджукский период, первая половина 13 века.
Фрагменты мозаики второй половины 13 века. Мозаичная техника состояла в том, что бирюзовые, черные, белые и фиолетовые глазурованные плитки резались на элементы необходимой формы и крепились в виде орнамента на гипсовое основание.
Керамическая посуда выполненная в технике сграффито. Техника состоит в том, что на посуду наносится ангоб - глина в консистенции сметаны, после того, как глина подсыхает до консистенции воска на ее поверхности гравируется рисунок, после чего изделие обжигается. Затем на посуду наносится глазурь и она обжигается повторно.
Тарелки 13 века в технике сграффито, анатолийско-сельджукский период.
Фигурка в технике сграффито
Глазированная плитка декорированная люстром. Эта техника декорирования по глазури появилась в Персии в 9 веке. На белую матовую глазурь наносились люстры (растворы оксидов металлов с добавлением мельчайших частиц золота, серебра или меди), после чего плитка обжигалась при низкой температуре, в результате чего плитка приобретала металлический блеск. Рисунок на плитке изготовленной по такой технологии обычно коричневого или желтого цвета.
Плитка, люстр, вторая половина 13 века, период ильханидов.
Посуда в технике люстра. Фрагмент тарелки 12 века.
Тарелка, 11 век. Люстр не сохранился.
Изникская керамика получила свое название от названия города Изник, где она производилась.
Во второй четверти 16 века стала появляться плитка с цветовым сочетанием бирюзы с кобальтовым синим и стилизованным изображениями цветов, преимущественно тюльпанов, гиацинтов и гвоздик. Те же цвета и рисунки появились и в росписи посуды, и это стало первым шагом к появлению многоцветных стилизованных цветочных мотивов.
Тарелка сине-белая с бирюзой, глазурь. Изник, 1530-1545 год.
Тарелка сине-белая с бирюзой, глазурь. Изник, 1530-1545 год.
Кувшин сине-белый с бирюзой, глазурь. Изник, 1530-1545 год.
В плитке этого периода преобладала центральная композиция с хатаи, лотосом, и розами.
Бело-голубая шестиугольная плитка с бирюзой, глазурь, 1530 год, Изник.
С середины 16 века до конца 17 помимо плитки, которая широко использовалась в архитектуре в тот период, также производилась и посуда из белой глины с прозрачной глазурью. Керамика стала полихромной и декорировалась кобальтовым синим, бирюзовым, зеленым и коралловым красным цветами на белом фоне.
К концу 16 века в рисунках на керамике преобладали натуралистичные тюльпаны, гиацинты и розы. Также на изображениях появились клиновидные листья с зубчатыми краями и композиции с изображениями розеток, которые стали признаками нового стиля росписи по керамике.
Ближе к концу периода стали появляться изображения овощей, букетов полевых цветов, облаков, изображения кораблей, людей и животных, абстратктные узоры.
Полихромная чашка с ручкой, Изник, 16 век.
Кютахья - еще один знаменитый регион в Турции, традиционно производящий керамику.
Настенная декоративная тарелка, Кютахья, глазурь, 19 век.
Шестиугольная плитка, Кютахья, глазурь, 19 век.
Восьмиугольная турецкая плитка, Кютахья, глазурь, 19 век.
Керамическая посуда, Кютахья, глазурь, 19 век.
Тарелка, Кютахья, глазурь, вторая половина 18 века.
Посуда, Кютахья, глазурь, вторая половина 18 века.
Тарелка, Кютахья, глазурь, вторая половина 18 века.
Город Чанаккале известен производством керамики в 18-19 веках. Керамика из Чанаккале отличается подглазурным декорированием преимущественно в фиолетово-коричневом, черном, белом и желтом цветах с прозрачной бесцветной глазурью. Часто глазурью покрывалась только половина внешей поверхности тарелки. Популярные мотивы - розетки, корабли, мечети и животные.
Тарелка с изображением мечети. Чанаккале, глазурь, вторая половина 18 века.
Тарелка с изображением корабля. Чанаккале, глазурь, вторая половина 18 века.
Тарелка с изображением корабля. Чанаккале, глазурь, вторая половина 18 века.
Со второй половины 19 века керамика из Чанаккале стала более грубой и предназначалась в основном для утилитарных применений. Керамика по-прежнему производилась из красной глины, но декорация стала производиться монохромной глазурью темно- или светло-зеленого, коричневого, или грязно-желтого цвета. Популярны рельефные розетки и другие декорации поверх глазури.
Керамика из Чанаккале не особо популярна в Турции, но пользуется спросом среди иностранных коллекционеров благодаря необычной форме.
Чанаккале, глазурь, вторая половина 19 века. Сосуд с розетками.
Чанаккале, глазурь, вторая половина 19 века. Сосуд с розетками.
Чанаккале, глазурь, вторая половина 19 века. Сосуд с розетками.
Сосуд с розетками. Чанаккале, глазурь, вторая половина 18 века.
Фляга с розетками. Чанаккале, глазурь, вторая половина 18 века.
Керамический полихромный люнет, Изник, 1575 год.
Фасад окна из глазурованной полихромной плитки, 1540 год. Техника цветных глазурей.
Техника цветных глазкрей подразумевает два обжига, сначала обжигается основа, потом на нее наносится рисунок с помощью разноцветных глазурей (с добавлениями пигментов), после чего плитка обжигается повторно. Для того чтобы красители не смешивались между собой во время обжига между ними помещался воск, или смесь растительного масла с марганцем.
Фасад окна из глазурованной полихромной плитки, 1540 год. Техника цветных глазурей.
Михраб (молитвенная ниша) из имарета религиозного комплекса Караманоглу, построенного Ибрагим-беем. 1432 год. Техника цветных глазурей.
Музей керамики в Стамбуле расположен напротив археологического музея рядом с дворцом Топкапы и парком Гюльхане и открыт все дни недели кроме понедельника. В музей керамики действует общий билет с археологическим музеем (который мы тоже рекомендуем посетить).
Смотрите также:
Дворец Топкапы в Стамбуле. Ереванский и Багдадский павильоны
Анастасия Подашова
| 04.12.2013 19:25
Действительно очень красивый музей в Стамбуле! Стоит посетить вместе с Дворцом Тапкапы, где все в оригинале
Ответить | | Приватное сообщение
|