В Музее Архитектуры имени Щусева открылась выставка "Керамика в архитектуре". Стараниями директора музея, Ирины Михайловны Коробьиной, фонда Исмаила Ахметова и благодаря щедрым подаркам компании Керама Марацци, в рамках проекта удалось объединить искусство XVII, XVIII века, уникальные объекты из коллекции музея, с предметами XXI века, которые были созданы в последние 10 лет из мозаики и керамики.
Открытие выставки удалось - свободного места почти не было.
Действительно, удивительно наблюдать рядом образцы керамических работ из совершенно разных временных периодов. Вот, например, авторские декоративные панно советского времени рядом с изразцами XVII века.
А это работа 2014 года, итальянского артиста Марко Бравура, из собрания фонда Исмаила Ахметова.
Произведение называется "Лампедуза" и являет собой надгробие в память о трагедиях, которые лишают реальность значения и красок. Автор создал его как воспоминание о трагедии 2013 года близ итальянского острова Лампедуза, когда 366 мигрантов из Африки погибли при кораблекрушении в Средиземном море.
"Не могу найти слов, я действительно испытываю огромную радость находиться здесь сегодня, это приносит вдохновение мне как художнику, - сказал Марко Бравура на церемонии открытия.
А это «Детский реликварий» Пелагеи Ангелопулу и Ильи Уткина, коллекция фонда Исмаила Ахметова. Работа создана как маленький домик, где ребенок может остаться наедине со своими фантазиями. Крыша и стены покрыты мозаикой.
Отдельным знаковым событием стало открытие арт-туалета "Сфинкс", выполненного по задумке архитектора и художника Александра Джикия мастерами Керама Марацци. По словам Джикия, перед ним стояла задача спроектировать нечто особенное - в художественной образности сопоставимое с туалетной арт-комнатой Хундервассера в Вене.
Идея создания "Сфинкса" пришла автору в голову, когда он увидел ступеньки, ведущие в туалет. Они сразу напомнили ему лапы загадочного существа.
Керамический "Сфинкс" произвел фурор. По словам директора музея, арт-туалет в России - прецендент, он если не изменит, то повлияет на идентичность всего музея. "Это пространство, которое заставляет думать, это настоящее событие, не удивлюсь, если мы создадим моду, - поделилась своими ощущениями Коробьина. Фигура сфинкса реализована в пиксельной манере, с использованием мозаики из плитки, Тамари 2,5х2,5 см и мозаичных панно из керамогранита 5х5 см. Именно благодаря этим пикселям, по мнению историка, доцента РГГУ Алексея Юдина, можно проследить связь между арт-туалетом и черным квадратом Малевича, ведь черный квадрат был, по сути, самым первым пикселем, раздвинувшим пространство.
Лариса Новикова, генеральный директор компании Керама Марацци, была тоже довольна реализацией: "Мы поставили перед собой цель - изменить качество жизни людей. Мы хотим привнести что-то красивое в каждый дом. Мы помогаем людям совершить виртуальное путешествие в другие страны, дарим людям эмоции и настроение. Мы очень рады, что идея пирамиды воплотилась здесь, удалось создать маленький кусочек магии!"
В качестве еще одного объекта керамического искусства, компания предоставила панно "Чайный Домик" из японской коллекции 2010 года.
Давайте посмотрим, какие еще работы представлены на выставке. Вот изразцы 1669 года, пример одних из наиболее ранних изразцов, появившихся в России.
История их создания такова: первые изразцы сделали белорусские мастера по европейской технологии по указу Патриарха Никона в 1654 году для Иверского Святоозерского монастыря. Позже эти же ремесленники оформляли резиденцию Никона в Ново-Иерусалимском монастыре, в Воскресенском соборе. В 1666 году, когда Никон был отстранен от дел, мастера были переведены в Москву, где и было налажено отечественное производство рельефных изразцов. Одной из первых была украшена церковь Николая Чудотворца в Столпах, и именно эти изразцы вы и сможете увидеть на выставке.
Еще изразцы в стиле барокко, последняя четверть XVII века.
Декоративное панно Таллин, 1973 года, Эстония.
Фрагмент керамического панно "Вильнюс", Литва, 1972 г. Авторская керамика - одно из главных направлений деятельности литовских художников-прикладников. Автор покрыл поверхность тонко растертой раскрашенной глиной для создания мягкой колористической гаммы.
Панно из интерьера парадной столовой главного особняка городской усадьбы крупного российского промышленника, Матвея Кузнецова, майолика. Автор - Федор Шехтель, 1891 г. "Империя Кузнецовых" было крупнейшим керамическим предприятием в Европе, в России оно выпускало две трети фарфоровой, фаянсовой и майоликовой посуды, изразцов и декоративной керамики. В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Кузнецовский фарфор продавался в Персии, Турции, Румынии, Афганистане.
Возвращаясь к детскому реликварию..
Фрагмент крыши домика, выполненной из мозаики.
Фрагмент стены домика, смальта
Как много всего интересного можно сделать из мозаики!
Еще одна работа, выполненная из мозаики. «День», Марко Де Лука, художник и преподаватель в Государственном институте искусств города Равенны.
Фрагмент работы "Рыба" Юрия Григоряна и Джулио Кандуссио. Мозаика в этом произведении воплощает природный узор: кору дерева, речные камни,тени, отражения в воде.
Панно "Подсолнухи", 1950-е. А.В.Филиппов.
По словам Ирины Михайловны, выставка очень важна для музея. "Керамика - это такой материал и такое искусство, которое позволяет привносить новые смыслы и человеческие эмоции в пространство. Качество этих объектов - качество высокого искусства и это очень важно для нового образа музея. Некоторые экспонаты останутся в жизни музее навсегда. Эти экспонаты формируют новое обновленное лицо музея".
Выставка открыта до 1 февраля 2015 года.
Адрес проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Государственный Музей Архитектуры имени А.В. Щусева, флигель "Руины"
Рекомендуем также читать: Изразцы в русской архитектуре. Фоторепортаж с выставки в музее архитектуры Щусева.